Господдержка автокредит 2018: Льготный автокредит – госпрограмма при покупке автомобиля 2021
Содержание
Почему льготные кредиты не раскачали авторынок — 07.06.2022
Программа льготного автокредитования в Казахстане попеременно страдает от двух дефицитов: на первом этапе не хватало денег, теперь – автомобилей.
Автокредитование с господдержкой доступно казахстанцам с 2015 года. К концу 2021 года на программы льготного автокредитования Нацфондом, Нацбанком и из средств республиканского бюджета суммарно было выделено 82 млрд тенге. Количество выданных займов к I кварталу 2022 года превысило 30 тыс.
В мае в поддержку отечественного автопроизводителя включился Фонд развития промышленности со 100 млрд тенге, собранными за счет утилизационного сбора.
«Курсив» проследил, как эволюционировали условия льготного автокредитования в Казахстане и с какими проблемами сталкивались раньше и сталкиваются сейчас казахстанцы, желающие приобрести авто на льготных условиях.
Деньги к деньгам
Госпрограмма инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015–2019 годы дала старт льготному автокредитованию в Казахстане. Поддерживать отечественных автопроизводителей (относятся к машиностроительной отрасли) решили так: Нацфонд выделяет средства, которые поступают в Банк развития Казахстана (БРК). БРК как оператор программы льготного автокредитования распределяет каждый транш между банками второго уровня и контролирует распределение средств между производителями – у каждого из них есть определенные лимиты, чтобы все деньги не ушли кому-то одному. А уже банки второго уровня за счет предоставленных БРК денег кредитуют физлиц – покупателей легкового транспорта отечественного производства (сборки). Основные условия для конечных заемщиков: предельная стоимость автомобиля – 5,6 млн тенге (в том же году она была поднята до 9 млн), первоначальный взнос – до 20%, срок кредитования – до пяти лет, номинальная ставка – до 4% (ГЭСВ не более 7,5%). Платежи от погашения действующих кредитов аккумулируются и вновь направляются на автокредитование по револьверной системе.
Первый транш из Нацфонда в 15 млрд тенге казахстанские покупатели оперативно освоили практически в первые полгода действия программы. Размер второго транша из Нацфонда составлял 11 млрд тенге. Эти деньги поступили в банки в 2016 году и тоже очень быстро были выданы в виде льготных займов. Дальнейшее кредитование шло уже только за счет револьверного механизма, и в 2017 году количество выданных займов снизилось на 63,5% по сравнению с показателем предыдущего года. В том же 2017-м условия льготного автокредитования изменились – предельная стоимость автомобиля выросла до 15 млн тенге, а срок кредитования – до семи лет. Требование о первоначальном взносе исключили – теперь банки сами стали решать, требовать от заемщика первоначальный взнос или нет.
Оживили льготное автокредитование 8 млрд тенге, выделенные из республиканского бюджета в 2018 году, – вместе с револьверными деньгами они позволили нарастить число выданных займов до 3,2 тыс. (76,2% от выданных в 2016 году льготных автокредитов). В 2019 году программу поддержали не только еще 8 млрд тенге из республиканского бюджета, но и средства Нацбанка. Он поэтапно увеличивал уставный капитал Казахстанского фонда устойчивости (КФУ), а БРК занимал у КФУ, выпуская облигации. В 2019 и 2020 году НБ РК выделял на эти цели по 20 млрд тенге ежегодно. Все средства, которые возвращались заемщиками, снова уходили на льготное автокредитование (и продолжают уходить, программы рассчитаны на 20 лет).
Льготная доля
Самое большое количество авто, купленных в льготный кредит – 8012 штук – пришлось на 2020 год, практически каждый девятый автомобиль тогда был куплен по программе льготного кредитования. Похожий расклад на рынке был только в 2016 году – тогда из 46 712 проданных новых автомобилей 4 244 были приобретены за счет займа по госпрограмме. В 2021 году на рынке новых автомобилей доля машин, купленных на льготных условиях, составила всего 2,7% (3201 из 117 590).
Главная проблема льготного автокредитования до 2020 года была связана с тем, что программу приходилось приостанавливать, как только выделенные на нее средства заканчивались, а те деньги, которые заемщики возвращали, еще только аккумулировались на счетах. У банков просто не было денег на выдачу льготных кредитов. Поэтому заемщику порой до полугода (а то и больше) приходилось стоять в очереди на рассмотрение заявки в банке, дожидаясь поступления средств на льготное кредитование.
Пандемия, из-за которой нарушились цепочки поставок, привела к дефициту автомобилей не только иностранного производства, но и отечественной сборки – это одна из причин, почему показатели программы льготного кредитования в прошлом году были одними из самых скромных за всю ее семилетнюю историю. В 2021 году не хватало не только денег для льготного автокредитования, но и непосредственно машин, которые можно купить по госпрограмме.
С запуском 16 мая Фондом развития промышленности новой программы льготного автокредитования с суммой финансирования 100 млрд тенге проблема дефицита авто отечественной сборки встала еще острее.
Те же шины, только в профиль
Основные условия новой программы льготного кредитования не слишком отличаются от предыдущих: ставка вознаграждения – 4% годовых (ГЭСВ не более 7,5%), срок кредита – до семи лет, первоначальный взнос – от 0%. Изменения касаются суммы кредитования – не более 10 млн тенге, хотя стоимость авто может доходить до 15 млн тенге (разница стоимости авто и суммы кредита входит в первоначальный взнос). Принять участие в программе можно один раз в два года.
Редакция изучила условия, которые заемщикам предлагают банки – администраторы программы. Оказалось, что Halyk Bank допускает нулевой первоначальный взнос только при займе до 5 млн тенге и требует 20% от стоимости автомобиля для более дорогих моделей. В Евразийском банке первоначальный взнос начинается от 10% стоимости автомобиля, а на сайте банка ЦентрКредит указано, что в качестве первоначального взноса возможно предоставление клиентом имеющегося автотранспорта.
За две недели действия новой программы льготного автокредитования банки второго уровня уже получили 21 897 заявок, из них подтверждено 8795 заявок на сумму 65,1 млрд тенге, сообщили в Фонде развития промышленности. Выдано, по данным на 31 мая, было 974 автомобиля, из них 111 – в Нур-Султане, 201 – в Алматы, 108 – в Шымкенте, 92 – в ВКО, 81 – в Карагандинской области. Меньше всего – 14 автомобилей – выдано в СКО.
Явное несоответствие приобретенных автомобилей и одобренных заявок связано как раз с дефицитом новой техники. Например, в дилерском центре KIA корреспонденту «Курсива» сообщили, что KIA RIO и KIA RIO X в ближайшее время не ожидаются, так как комплектующие запчасти к ним шли из России. Менеджер автосалона отметил, что появятся KIA K5, Cerato и Picanto, однако точных дат нет.
Директор официальной дистрибуции Hyundai Auto Kazakhstan Денис Коломацкий делился с журналистами: «Мы получали комплектующие из Южной Кореи по двум маршрутам – морем через Россию и через Китай. Когда в Китае начались проблемы в связи с карантином, грузы месяцами простаивали на границе. Большинство компаний перекинули поставки товаров на маршрут через Россию. В результате в РФ случился коллапс, порты были перегружены. Цена доставки одного контейнера взлетела с $3500 до $12 500, кратно увеличились сроки доставки комплектующих. Если до логистического кризиса весь путь контейнеров с комплектующими из Южной Кореи до Алматы занимал месяц, то в пандемию транзитное время увеличилось до полугода». Коломацкий также сообщил, что Hyundai Trans Kazakhstan планирует нарастить производство легковых автомобилей в два раза, примерно до 50 тыс. в год.
Взять автомобиль в кредит по госпрограмме сейчас можно по следующей схеме. Прежде всего выбираешь в салоне автомобиль отечественного производства. При наличии нужной модели автоцентр выдает тебе счет на оплату. Со счетом на оплату идешь в банк. Если решение по кредиту положительное, то фининститут выдает гарантийное письмо, с которым ты возвращаешься в салон и оформляешь автомобиль. Как резюмировал менеджер Halyk Bank: «Главное здесь – машина. В автосалонах на данный момент нет большинства автомобилей, поэтому они не дают счета на оплату».
По программе льготного автокредитования запустили «автоочередь»
ГлавнаяТехнологииПо программе льготного автокредитования запустили «автоочередь»
Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников
Казахстанцы смогут проверить статус заявки на получение
льготного автокредита по программе поддержки отечественных
автопроизводителей онлайн, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital. kz со ссылкой на
публикацию Банка Развития Казахстана (БРК) на KASE.
«Сбербанк, ForteBank, Народный Банк Казахстана и Банк ВТБ
Казахстан запустили онлайн-услугу «автоочередь», — указывается в сообщении.
В Банке Развития Казахстана пояснили, что в марте 2019
года автокредиты на 57,4 млрд тенге получили более 13 тыс.
казахстанцев, в апреле 2020 года их количество составило более 20 тыс. человек,
общая сумма кредитов достигла 98,05 млрд тенге. На 28 января 2021
года шесть банков выдали 26 958 кредитов на 135,8 млрд тенге.
«Несмотря на то что процедура получения автокредита
довольно проста, а на финансирование программы с каждым годом выделяется все
больше средств, из-за огромного количества заявок казахстанцам приходится
месяцами ждать своей очереди. После запуска онлайн-услуги по проверке
статуса заявок процесс получения автокредита стал еще прозрачнее», — указали в
БРК.
Для проверки статуса участникам программы, которые уже подали заявку, необходимо пройти на официальный веб-сайт БВУ и в разделе «автоочередь» либо «автокредитование» ввести свои личные данные (ИИН или номер решения).
БРК является оператором программы льготного автокредитования
с 2015 года. Банк согласовывает списание средств со спецсчетов БВУ в Нацбанке и проверяет заявки от банков второго уровня на соответствие трем условиям
финансирования заемщиков: максимальная стоимость 1 единицы автомобиля,
ставка вознаграждения и срок кредитования. Рассмотрением, проверкой
платежеспособности и одобрением займов занимаются банки-партнеры. Максимальный срок рассмотрения заявок БВУ
составляет 3 рабочих дня.
Всего по программе льготного
автокредитования БРК направил 6 траншей на 82 млрд тенге: 2 транша из Нацфонда на 26 млрд
тенге в 2015-2016 годах, 2 транша из республиканского бюджета на 16
млрд тенге в 2018-2019 годах, 2 заимствования через выпуск
облигаций на 40 млрд тенге у АО «Казахстанский фонд устойчивости».
Кредитование имеет револьверный характер — платежи от погашения действующих кредитов направляются на выдачу новых
займов.
Читайте также
Финансы
На льготные автокредиты выделено еще 20 млрд тенге
БРК для финансирования Программы льготного автокредитования направил банкам очередной транш
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено
использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного
материала необходимо разрешение редакции.
Банк Развития Казахстана
БРК
льготное автокредитование
револьверное кредитование
льготный автокредит
Финансы
Около 4 тыс. казахстанцев купят автомобили по льготной программе
На 1,501 млрд тенге согласовано заявок Банком развития Казахстана
Экономика
Двум банкам выделили транши на льготное автокредитование
Еще три банка полностью освоили лимиты и будут кредитовать казахстанцев на основе револьверного механизма
Финансы
68 млрд для экспорта: БРК ищет отечественных производителей
Получить займы могут производители обработанной продукции для закупки сырья и материалов
Новости партнеров:
Средние процентные ставки по автокредитам: факты и цифры
В среднем по США процентные ставки по автокредитам составляют 5,27% по 60-месячным кредитам. Однако для отдельных потребителей ставки варьируются в зависимости от кредитного рейтинга, продолжительности срока кредита, возраста финансируемого автомобиля и других факторов, связанных с риском кредитора при предоставлении кредита. Как правило, годовая процентная ставка (годовых) по автокредитам составляет от 3% до 10%.
- Средние ставки по автокредитам по кредитному рейтингу
- Средние ставки по автокредитам по срокам
- Средние ставки по автокредитам по кредиторам
- Банки и кредитные союзы
- Дилерские центры
- Как меняются средние процентные ставки по автокредитам для новых и подержанных автомобилей
- Исторические ставки по автокредитам
Средние ставки по автокредитам в зависимости от кредитного рейтинга
Потребители с высоким кредитным рейтингом, 760 или выше, считаются лучшими кандидатами на получение кредита и могут быть одобрены с процентной ставкой до 3%, в то время как те, у кого более низкие баллы, являются более рискованными инвестициями для кредиторы и обычно платят более высокие процентные ставки, достигающие 20%. Баллы ниже 580 указывают на плохую финансовую историю потребителя, которая может включать просроченные ежемесячные платежи, дефолты по долгам или банкротство.
Физические лица из этой категории «субстандартных» могут в конечном итоге платить ставки по автокредитам, которые в 5 или 10 раз выше, чем те, которые получают первоклассные потребители, особенно для подержанных автомобилей или долгосрочных кредитов. Субстандартные кредиты иногда предлагаются людям, покупающим автомобиль без кредита.
Потребители с отличной кредитной историей обычно платят процентные ставки ниже среднего показателя за 60 месяцев, составляющего 4,21%, в то время как те, кредитная история которых нуждается в улучшении, должны рассчитывать на гораздо более высокие ставки. Средний кредитный рейтинг для потребителей, которые получают автокредиты, составляет 711. Потребители в этом диапазоне должны рассчитывать платить по ставкам, близким к среднему значению 5,27%.
В сочетании с другими факторами, относящимися к запросу автокредита заявителя, включая ликвидный капитал, стоимость автомобиля и общую способность погасить сумму кредита, кредитные рейтинги указывают кредиторам на рискованность предоставления кредита заявителю. Кредитные баллы FICO в диапазоне от 300 до 850 рассчитываются путем оценки истории платежей по кредитам, непогашенной задолженности и продолжительности времени, в течение которого физическое лицо поддерживает кредитную линию.
Средние процентные ставки по срокам
Большинство банков и кредитных союзов предоставляют планы платежей на срок от 24 до 72 месяцев, при этом более короткие кредиты обычно имеют более низкие процентные ставки. Типичный срок автокредитования составляет 63 месяца, при этом кредиты на 72 и 84 месяца становятся все более распространенными. Однако более высокие процентные ставки по долгосрочным автокредитам могут привести к чрезмерным процентным расходам, которые оставят заемщиков «в перевернутом положении», то есть задолжав по автокредиту больше, чем на самом деле стоит автомобиль.
Ниже приведены более подробные сведения о средних процентных ставках на различных условиях кредита для тех, у кого самый высокий уровень кредитоспособности.
36 Month | 4. 21% |
48 Month | 4.31% |
60 Month | 4.37% |
72 Month | 4.45% |
В то время как более долгосрочные кредиты позволяют платить более низкие ежемесячные платежи, дополнительные месяцы накопления процентов могут в конечном итоге перевесить выгоду от их более низкой краткосрочной стоимости, особенно для потребителя, покупающего старый подержанный автомобиль, стоимость которого будет быстро обесцениваться.
Сроки 72 и 84 месяца также обычно доступны только для больших сумм кредита или для совершенно новых моделей.
Например, при оплате в течение 48 месяцев кредит в размере 25 000 долларов США с процентной ставкой 4,5% приведет к ежемесячным платежам в размере 570 долларов США и общей стоимости 27 364 долларов США. При выплате в течение 84 месяцев ежемесячными платежами в размере 348 долларов этот же кредит с той же процентной ставкой стоит в общей сложности 29 190 долларов, что более чем на 1800 долларов дороже, чем при 48 месяцах. При более высоких процентных ставках разница между краткосрочными и долгосрочными платежами будет еще больше.
Средние ставки по автокредитам по кредиторам
Процентные ставки по автокредитам могут сильно различаться в зависимости от типа кредитной организации, и выбор правильной организации может помочь обеспечить самые низкие ставки. Крупные банки являются ведущими поставщиками автокредитов. Однако кредитные союзы, как правило, предоставляют клиентам самые низкие процентные ставки, а автопроизводители предлагают привлекательные варианты финансирования для новых автомобилей.
Банки и кредитные союзы
Большинство банков, предлагающих автокредиты, предлагают аналогичные низкие ставки до 3% для наиболее квалифицированных клиентов. Тем не менее, между банками существует большая разница в самых высоких разрешенных годовых процентных ставках, при этом максимальные ставки варьируются от 6% до 25%. Банки, которые предоставляют кредиты с более высокой процентной ставкой, обычно принимают заявителей с худшей кредитной историей, в то время как менее склонные к риску кредиторы не будут предлагать кредиты заявителям с баллами ниже середины 600.
У типичного крупного банка есть особые требования для получения кредита, в том числе максимальный пробег и возраст автомобилей, а также минимальный размер кредита в долларах.
Как правило, кредитные союзы предоставляют кредиты по более низким процентным ставкам, чем банки, имеют более гибкие графики платежей и требуют более низкие минимальные суммы кредита (или вообще не требуют в некоторых случаях). Однако кредитные союзы, как правило, предлагают ссуды исключительно своим членам, которые часто ограничены определенными местами, профессиями или социальными ассоциациями.
Alliant | 3,24% | 18,19% |
CapitalOne | 3,99% | |
PENFED | 1,99% | 18% |
PNC Bank | 2,79% | 1499% | , 9007,767, 7007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, 9007, а также. автомобили куплены в их дилерских центрах. Этот вид финансирования набирает популярность среди покупателей новых автомобилей и составляет около половины всех автокредитов. Автопроизводители обеспечивают базовые годовые процентные ставки от 0 до 0,9.%, чтобы конкурировать с традиционными финансистами, такими как банки и кредитные союзы, а также стимулировать клиентов покупать новый автомобиль у дилера, а не подержанный автомобиль у другого продавца. Низкие ставки предназначены только для наиболее квалифицированных клиентов с отличным кредитным профилем, и не все соискатели кредита будут одобрены для получения кредита от автопроизводителей.Как различаются средние процентные ставки по кредитам на новые и подержанные автомобилиСредние процентные ставки по автокредитам на подержанные автомобили обычно выше, чем по кредитам на новые модели. Более высокие ставки на подержанные автомобили отражают более высокий риск кредита на старый, потенциально менее надежный автомобиль. Многие банки не будут финансировать кредиты на подержанные автомобили старше определенного возраста, например, 8 или 10 лет, а кредиты на более старые модели, которые разрешены, часто имеют гораздо более высокие годовые процентные ставки. Один из ведущих банков предлагает клиентам выгодные кредитные ставки от 2,99% за покупку новой модели, но минимальная процентная ставка по такому же кредиту на старую модель у частного продавца повышается до 5,99%. Типичный автокредит, выдаваемый на подержанный автомобиль, значительно меньше, чем на новую модель, при этом потребители берут взаймы в среднем 20 446 долларов за подержанные автомобили и 32 480 долларов за новые. Однако сроки более 48 или 60 месяцев, как правило, не допускаются для старых моделей подержанных автомобилей, поскольку потенциальный риск отказа автомобиля увеличивается с возрастом. Исторические ставки по автокредитамСтавки по автокредитам находятся на исторически низком уровне в результате общей низкой процентной ставки. За последнее десятилетие средняя процентная ставка по автокредиту на 48 месяцев в коммерческом банке упала более чем на 40%. Во многом это является результатом финансового кризиса 2009 года, после которого процентные ставки были снижены, чтобы побудить потребителей стимулировать экономику, тратя деньги на такие вещи, как автомобили, а не на сбережения. Кредиты от автофинансовых компаний исторически давали более низкие ставки, чем кредиты от коммерческих банков. У крупных производителей автомобилей есть подразделения «кэптивного финансирования» (например, Ford Finance, Chrysler Capital, GM Financial), которые предоставляют ссуды исключительно потребителям, покупающим автомобили материнской компании; это позволяет автопроизводителям устанавливать более низкие ставки, поскольку покупка автомобиля, а не проценты, является основным источником дохода производителя. *Федеральный резерв перестал публиковать данные о процентных ставках автофинансовых компаний после 2011 года. Источники «Потребительский кредит — G.19» Федеральный резерв Карта показывает средний ежемесячный платеж по автокредиту в каждом штатеTwenty/20 Новый анализ стоимости транспортных средств показывает, что американцы берут более длительные сроки кредита и платят за свои автомобили в среднем больше, чем они сами иметь в прошлом. Чтобы определить среднемесячную стоимость кредита в США в 2019 году, сайт сравнения цен Autowise включил среднюю цену нового и подержанного автомобиля, кредитный рейтинг по штатам, срок кредита и первоначальный взнос в калькулятор автокредита Carmax. Средняя стоимость нового автомобиля основана на данных Kelley Blue Book, Edmunds и J.D. Power, которые составили 34 047 долларов. Для подержанных автомобилей средняя цена составляет 20 200 долларов. Autowise использовала кредитную информацию от Experian, в среднем за 72 месяца в 2019 г.срок автокредита и средний первоначальный взнос 11,7%. Вот предполагаемые средние ежемесячные платежи по кредиту на новые и подержанные автомобили в каждом штате США, основанные на расчетах Autowise: Источник: Autowise Луизиана (596 долларов США), Невада (587 долларов США) и Джорджия (573 доллара США) занимает одно из первых мест по самым дорогим ежемесячным платежам за новые автомобили, в то время как в Нью-Гэмпшире (487 долларов) и Орегоне (491 доллар) одни из самых низких, согласно расчетам Autowise. Луизиана также возглавляет список платежей за подержанные автомобили, в среднем 39 долларов.3 в месяц, в то время как покупатели в Монтане платят меньше всего — 289 долларов. Autowise отмечает, что, хотя платежи сильно различаются по стране, данные Федеральной резервной системы показывают, что за последние несколько лет они повсеместно увеличивались. В 2018 году средний ежемесячный платеж за новый автомобиль достиг рекордного уровня в 531 доллар. Есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание при покупке автомобиля, помимо реальной цены автомобиля: срок погашения, который неуклонно увеличивается, и процентная ставка. эти два фактора существенно повлияют на то, сколько вы платите каждый месяц и в течение срока кредита. «За последние 15 лет средний остаток по кредиту значительно вырос по всей территории США», — сообщает Autowise. «Сейчас это кажется нормой, поскольку американцы отдают предпочтение сумме ежемесячных платежей, а не общей сумме кредита». Семилетние сроки погашения кредита теперь являются обычным явлением, поскольку покупатели выбирают более дорогие автомобили, такие как внедорожники, которые они не могут погасить быстрее, отмечает Эдмундс. Хотя продление срока кредита может снизить сумму, которую вы платите каждый месяц, это, скорее всего, будет означать, что вы будете платить больше в течение срока кредита. Мало того, ваш автомобиль, скорее всего, будет иметь более низкую стоимость при перепродаже, если вы продадите его после того, как он, наконец, окупится, сообщает Эдмундс. Если вы можете позволить себе платить больше каждый месяц за более короткий срок кредита, вы должны. Эдмундс рекомендует автокредит на 60 месяцев или пять лет. Кроме того, CNBC Make It предлагает четыре шага для получения наилучшего предложения по автомобилю:
Подробнее о переговорах по лучшей цене можно прочитать здесь. |